Екатерина Дьяконова: Ну что ж, грандиозные планы. Вы наверняка видите своих потребителей, видите особенности спроса. Поделитесь, пожалуйста, какие у вас наблюдения по трендам в отрасли?
Кирилл Гончаров:
Тогда я проведу экскурс вообще в нефтегаз, поскольку мы родом оттуда. Не так давно был конгресс нефтегазовой отрасли NEFT 4.0, где собирались представители наших клиентов. Они рассказывали, что только сейчас осознали, что нужно что-то менять в подходах к работе. То есть стало понятно, что использовать давно принятые схемы работы не получится. И это находит широкий отклик. Поэтому у многих наших клиентов рождаются инкубаторы.
Понятно, что не все компании оперативно адаптируются: кто-то пытается покупать готовые решения, кто-то решает переждать. Но в целом отрасль начинает двигаться. Те решения, которые показывали на конгрессе, в основном связаны с интеграцией умных сервисов. Здесь речь не только о генеративном искусственном интеллекте, но и о стандартных вещах типа машинного обучения, поиска зависимостей, оптимизационных решений и так далее.
Цифровизацию перестали рассматривать как модную игрушку. Эти технологии начинают внедрять в работу, чтобы повысить эффективность и снизить трудозатраты.
Когда я был участником NEFT 4.0, озвучил мысль о том, что нужно, организовать профессиональную ассоциацию, которая могла бы, если не модерировать и вести этот процесс, то хотя бы быть экспертным звеном.
Например, на Западе такие решения достаточно хорошо развиты, у них часто возникает так называемый фаундейшн. Большинство технологий, которые мы используем в жизни: передача данных через Bluetooth, стандарты памяти, электронные компоненты — все созданы какими-то якобы некоммерческими организациями. Даже OpenAI — известная компания, которая выпускает ChatGPT, — тоже как бы некоммерческая. Это говорит о том, что в мировом масштабе такие решения работают.
Мы считаем перспективной идею создания общей базы знаний, на основе которой можно совместно развивать новые технологии.
Такой подход уже реализован в строительстве. Там люди сначала горели только BIM-проектированием. Сейчас уже смотрят на комплексные решения, уходят за рамки просто информационных моделей, смотрят на цепочку формирования ценности. Но этот рынок, на мой взгляд, немножко опережает нефтегаз. Просто они раньше начали. Вот такие тенденции я вижу.
И вот такие тренды я бы отметил как основные в среде тех людей, с которыми общался.
Что касается BusinessPad, который мы здесь представляем, то мы тоже внедряем искусственный интеллект и решения, связанные с умными сервисами. Идём не совсем в ногу с некоторыми популярными тенденциями, предлагаем свои алгоритмы. Это сложно. Не все смотрят на нас как на готовое решение. Скорее пока нас воспринимают как некий чудаковатый подход.
Но мы общаемся со своими коллегами, которые занимаются разработкой подобных продуктов давно. И они признаются, что наши нынешние идеи планируют внедрять только в 2030 году.
Вот такие забавные тенденции. Почему? Потому что многие компании, к сожалению, ждут, что кто-то другой что-то сделает, придумает, а они уже будут эксплуатировать готовый опыт. Рабочая ли эта стратегия в мире сейчас? В целом, наверное, рабочая с одной стороны. С другой стороны, мир очень сильно меняется и в каком-то смысле даже распадается. И поэтому у кого-то возникает шанс стать лидером, и этот шанс нужно использовать.